Бизнес есть а денег нет | Журнал о розничной торговле

Бизнес есть а денег нет

Бауржан Шалбаев, Старший консультант департамента финансового консультирования, «Делойт»

Недавно у меня состоялся разговор с совладельцем сети розничных магазинов, которого волновал довольно частый среди предпринимателей вопрос: «Почему мне финансисты показывают в отчете о прибылях и убытках (P&L) — прибыль, а по отчету о движении денежных средств (cash flow) — отток денег? Зачем тогда мне этот бизнес, если я не получаю от него денег?»

Чтобы кратко ответить на этот вопрос, я привел пример Кремниевой долины, где предприниматели годами вкладывают в стартап деньги и время, планируя в будущем продать бизнес крупному инвестору. Даже при выходе на прибыль, бизнес требует инвестиционных вложений для поддержания роста объемов и оборотов. Не будешь развивать новые рынки и продукты, конкуренты скопируют твою бизнес-модель или придумают как ее превзойти.

«А как мне получать деньги уже сейчас?» — последовал вопрос моего собеседника.

Здесь мы сталкиваемся с извечной дилеммой любого предпринимателя — пора ли выплатить себе дивиденды или дальше вкладывать средства в развитие. Дело в том, что любой бизнес проходит несколько стадий: зарождение, рост, стабилизация и спад. После достижения потолка в своей рыночной нише, наступает снижение темпов роста. Так вот, этап стабилизации требует от владельца бизнеса честного взгляда на ситуацию — могу ли я дальше развивать этот бизнес или мне лучше продать его тому, у кого есть на это ресурсы и компетенции?

Период стабилизации характеризуется значительной долей рынка и постоянными денежными потоками — лучшее время для выплаты заслуженных дивидендов или реализации компании инвестору, пока не наступил период спада. При покупке или продаже крупного бизнеса обычно обращаются к консультантам по сопровождению сделок. В виду наличия опыта и знания рынка, они помогут продавцу провести предпродажную подготовку, оценить бизнес, найти инвестора и, наконец, составить договор купли-продажи. Инвестор же нанимает экспертов для проведения due diligence, чтобы собрать и проанализировать все факты и риски, а также для составления и реализации инвестиционной стратегии.

«Но почему все же в одном отчете прибыль, а в другом деньги уходят?» — продолжал недоумевать бизнесмен.

Говоря простым языком, бизнес получает прибыль или убыток на каждой транзакции по продаже товара или оказанию услуг. И этот результат записывается и аккумулируется в P&L по принципу начисления. То есть как только прошла сделка (передали товар по накладной или подписали акт выполненных работ), записываем ее результат, независимо от того, получили деньги или нет. Когда же речь идет о cash flow, то отражается итог по всем фактическим полученным и выплаченным суммам. Таким образом, разница между двумя отчетами образуется из-за начисления доходов или расходов, по которым еще не совершен платеж, а также из-за покупок оборудования или материалов, которые в будущем повлияют на прибыль.

Оба отчета могут показывать одинаковый результат только в случае розничного торговца, работающего с покупателями и поставщиками по «кассовому методу» по предоплате, который не использует какое-либо оборудование и не имеет запасов товара на конец отчетного периода. Так как описанная выше модель практически невозможна, то разница между отчетами будет всегда.

Завершая беседу, я посоветовал моему собеседнику пройти онлайн-курсы по бухгалтерскому учету и финансам, а также прочитать классическую «Конкурентную стратегию» Майкла Портера.