Бизнес образование в экономике знаний
В последние годы можно наблюдать всплеск популярности образования среди молодых людей, многие из них понимают, что это своего рода путевка в жизнь. И начинают учиться и получать высшее, второе, третье высшее образование, но, получив базовое образование, и некоторый практический опыт, начинают осознавать потребность перемен в своей жизни, дальнейшему личностному развитию. За последнее десятилетие сформировалась новая сфера в образовании и подготовки кадров для бизнеса и менеджмента, включая сегмент рынка, который сегодня называется бизнес-образованием.
Что же такое бизнес образование? Бизнес-образование в первую очередь отличается от традиционного уровнем практического применения, т.е. оно рассчитано на людей, которые имеют базовое высшее образование и некоторый опыт практической деятельности. В университете при получении высшего образования вам в обязательном порядке предложат изучать ряд дисциплин, не столь необходимых в практической деятельности, таких как история, философия, математика. Да, они нужны, но для повышения уровня общего интеллектуального развития личности, а зачастую современному деловому человеку на это просто не хватает времени.
В бизнес-образовании процесс идет более динамично, практические выкладки ложатся на теоретическую базу. Такая форма преподнесения материала достаточно эффективна, она не дает «заснуть» ее слушателям, постоянно мотивирует к умственному процессу. Если типичный студент живет «от сессии до сессии», то слушатель бизнес курсов находится в постоянном мыслительном процессе. Он сам видит ошибки, недочеты и сам вырабатывает правильное решение, а преподаватель (тренер) лишь направляет его в нужное русло. Если в математике есть верный и неверный ответ, то в бизнесе нет неправильных решений, просто эти решения отражаются на вашем доходе.
Сегодня можно наблюдать резкий всплеск популярности образования для руководящих сотрудников. Видимо, это отражает общее «укрепление» экономики и изменение отношения крупных компаний к бизнес-образованию. Можно отметить и еще одну тенденцию: компании хотят понять, что они получат, инвестировав достаточно крупные суммы денег в знания, а именно — в свой человеческий капитал.
Знание — сегодня не только сила, но и деньги. Бурно развивающаяся экономика повышает требования к компетенции участников рынка. Это заставляет бизнес искать новые инструменты, позволяющие не только повысить эффективность работы, но и адаптироваться к меняющимся условиям. Работодатели, ужесточая требования к персоналу, мотивируют его к росту профессионального уровня. В то же время у квалифицированного специалиста обостряется чувство независимости, он придирчиво выбирает место и условия труда. Так рождается спрос на услуги в сфере бизнес-образования.
Среди прочих сегментов рынка образования ударение в термине «бизнес-образование» следует ставить на слово «бизнес». Критерий здесь — практика применения знаний и навыков в предпринимательстве. Этим обусловлен жесткий подход к отбору преподавателей: они обязаны иметь не только обширные теоретические знания, но и успешный, передовой и даже инновационный опыт создания и ведения своего дела. Наполнение программ обязано отражать реалии бизнеса.
Однако, содержание проблем в переходной экономике стремительно меняется, а практически неизменные научные методы их анализа и решения продолжают демонстрировать свою эффективность. Поэтому в современных условиях так ценится аналитический, рациональный подход к управлению, базирующийся именно на таких методах. В связи с приведенными выше критериями можно предположить, что современная система бизнес-образования строится на следующих исторических инновациях.
Первая из них — внедрение в 1910 г. методологии изучения «кейсов» или ситуационного обучения в Гарвардской бизнес школе. Положительной стороной этой методологии является ее обращение к общим проблемам управления и взаимодействию элементов корпоративно-рыночной конкурентной системы. А также то, что ее основой являлось все множество дескриптивной информации и знаний об управлении, накопленных человечеством. Однако, ситуационная методология имеет существенные недостатки. Описания ситуаций включают обычно в себя политики и отношения, которые составляют настолько сложную систему, что не могут быть корректно проанализированы в процессе дискуссии или интуитивных выводов. На практике попытки сделать это часто ведут к неверным выводам о динамике системы и, как следствие — к невозможности ответить на вопрос, почему корпорации в сходных условиях ведут себя различным образом.
Вторая — разработка парадигмы самоорганизующихся динамических сложных систем, предложенной Норбертом Винером, впервые нашедшей практическое применение в Bell Telephone Laboratories и Massachusetts Institute of Technology в 1930-40 г.г., благодаря усилиям Джэя Форрестера. Основное достижение этой парадигмы — вывод о том, что основным условием самоорганизации сложных систем является наличие обратных связей. Обратные связи определяют рост, флуктуации и стагнации, а также являются основой всех изменений. Эта парадигма вносит новое содержание в управленческие и экономические системы, включающие в себя результаты дескриптивного и статистического анализа, полученные в прошлом.
Третья — информационные сети и персональные компьютеры с программным обеспечением для моделирования организационных систем и их элементов. Такое моделирование — единственный известный в настоящее время способ предсказания поведения таких сложных динамических систем как организация.
Именно приведенные принципы во многом предопределили, на чем должны строиться современные программы бизнес-образования.
В управленческой практике мы часто встречаемся с желанием обнаружить слабые места, а затем попытаться найти пути их устранения. Однако, в этой ситуации более правильным было бы заставить себя понять, почему ранее поставленные цели не были достигнуты, и ответить на вопрос, какой «проект» организации должен быть? Непосредственная борьба с симптомами, а не с их причинами — это путь к краху организации. Формирование «проектов» организаций, устраняющих причины, а не симптомы — основная задача выпускников современных бизнес-школ. Очевидно, что выполнение этой задачи невозможно, если выпускник не будет вооружен необходимым для выполнения своей работы инструментарием.
Ориентация на потребителя, применение новых образовательных технологий стало отличительной особенностью наиболее эффективных российских учебных заведений, предлагающих программы в области бизнеса и менеджмента. Бизнес-образование является важнейшей частью рынка платных образовательных услуг и как платный вид деятельности является объектом рыночной конкуренции, не свободным от противоречий, присущих любому бизнесу, в частности, между ценой и качеством предоставляемых услуг. В целом, становление и развитие бизнес-образования — это динамичный процесс, который, несмотря на некоторые недостатки и проблемы, идет на пользу подготовки кадров для рыночной экономики в России.
Таким образом, выделение бизнес-образования из ранее доминировавшего в нашей стране экономического образования — одна из характерных черт приспособления образования к условиям рыночной экономики. Его важной особенностью является прагматическая направленность бизнес-образования, имеющая целью профессиональный карьерный рост отдельной личности, предпринимательский успех; применительно к предприятию — это развитие его управленческого потенциала, возможность менеджмента решать задачи эффективного, конкурентоспособного развития предприятия. Для общеэкономического образования эта особенность менее характерна. И если образование по другим специальностям во многом ориентировано на основы профессиональных знаний, что так или иначе отражается в государственных стандартах, то главное в бизнес-образовании — это гибкость реакции на потребности целевых заинтересованных групп: организаций или индивидов, которые строят свою профессиональную карьеру.
Бизнес-образование до сих пор существует в двух формах: в одних случаях превалирует образовательная компонента, в других практически ориентированная прикладная компонента, охватывающая также умения и личные качества. Задача учебных заведений состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс обеих этих компонент, соответствующий конкретным требованиям всех участников образовательного процесса (организаций, индивидов, всего общества).