Сравнительный подход в оценке бизнеса
Оценка бизнеса необходима при продаже, слиянии или закрытии фирмы. Чтобы определить рыночную стоимость капитала организации, специалисты используют три подхода.
Одним из них является сравнительный. О всех нюансах его реализации и пойдет речь в данном материале.
Содержание статьи
Содержание
- 1 Его сущность, плюсы и минусы
- 2
Применяемые методы
- 2.1 Метод рынка капитала
- 2.2 Метод отраслевых коэффициентов
- 2.3 Метод сделок
- 3 Этапы их реализации
Его сущность, плюсы и минусы
Сущность этого подхода состоит в том, что цена капитала организации определяется исходя из стоимости сходных фирм на рынке. То есть при оценке предприятия используется предположение, что инвестор или покупатель не потратит больше средств, чем мог бы вложить в аналогичный бизнес.
Например, в случае, если недавно был продан бизнес, профиль деятельности, размер и вес на рынке которого был примерно одинаковый с исследуемой фирмой, специалист будет учитывать в анализе цену этой организации.
При этом также во внимание берутся другие факторы, которые влияют на размер капитала:
- риск инвестиций;
- тенденции развития отрасли;
- спрос и предложение на похожий бизнес;
- индивидуальные особенности фирмы.
Сравнительный подход основывается на принципе альтернативных инвестиций. Вкладчик, приобретая акции и иные ценные бумаги, рассчитывает получить доход, при этом техническое оснащение компании, производственные мощности, квалификация персонала его не интересуют. Такая позиция инвестора заставляет рыночные цены на предприятия уравновешиваться.
Методика характерна некоторыми положительными и отрицательными моментами применения. К плюсам относятся:
- Оценщик использует информацию о стоимости аналогичных предприятий отрасли. Их цена уже определена рынком, поэтому для установления цены конкретного бизнеса специалист лишь корректирует имеющуюся величину. В отличие от других методов, здесь не делаются длительные сложные расчёты.
- Способ отражает реальное действие рыночных механизмов. Стоимость сходных организаций установлена исходя из спроса и предложения, действующих в данной отрасли.
- Подход обеспечивает наиболее точные результаты расчётов.
- При определении стоимости предприятия учитываются особенности его деятельности.
Негативные моменты:
- подход основывается только на информации об уже совершившихся сделках, то есть перспективы развития не учитываются;
- нужно делать корректировки, так как одинаковых компаний не существует, разные организации одного профиля деятельности могут существенно различаться;
- не всегда можно получить информацию об аналогичном бизнесе, так как некоторые фирмы не участвуют в торгах на фондовом рынке, а ЗАО не раскрывают свою финансовую информацию.
Понять суть данного способа оценки вы можете просмотрев следующее видео:
Применяемые методы
Сравнительный подход предполагает расчёты с использованием одного из следующих методов.
Метод рынка капитала
Также называется методом компании-аналога. В его основе лежит использование информации о ценах сделок с акциями. При этом сравниваются цены акций ОАО, ценные бумаги которых достаточно ликвидные. Чаще всего способ используется для определения стоимости меньшей доли капитала.
Оценщик при расчётах опирается на информацию о величине активов аналогичных предприятий. На базе этих сведений рассчитывается соотношение стоимости ценных бумаг и определённых показателей сходных фирм.
Результатом расчётов является показатель, установленный по одной из формул, определяющих отношение цены к:
- чистой прибыли;
- балансовой прибыли;
- дивидендам;
- объёмам производства;
- выручке;
- денежному потоку.
Оценка стоимости капитала фирмы по этому методу имеет следующий алгоритм:
- Формируется список аналогичных организаций.
- Стоимость акций одной из компаний умножается на количество ценных бумаг в обращении, в результате получается рыночная стоимость сходного предприятия.
- Вычисляется наиболее эффективный коэффициент по данной организации.
- Полученный показатель умножается на соответствующую базу, так определяется оценочная стоимость анализируемого бизнеса.
Итоговый вывод может быть сделан на основе любого показателя или их сочетания. Также можно использовать в расчётах данные сразу нескольких сходных фирм.
Метод отраслевых коэффициентов
С его помощью вычисляется рыночная стоимость по формулам, установленным на основе статистических данных по отрасли. Практическое применение способа в настоящее время не распространено.
Метод сделок
Этот способ предполагает получение сведений о сделках с контрольными или стопроцентными пакетами акций фирм, аналогичных исследуемой. Расчёт схож с методом рынка капитала, но имеет некоторые особенности.
Применение этого способа подразумевает расчёт и использование коэффициентов, установленных по ценам акций, которые фактически продались в составе контрольного пакета аналогичной компании. Методика применяется чаще всего для оценки рыночной стоимости небольших закрытых фирм или контрольного пакета акций.
Понятие и виды некоммерческих организаций подробно разобраны здесь.
Этапы их реализации
Подход осуществляется в несколько этапов:
- Поиск одной или нескольких аналогичных фирм для анализа. При этом оцениваются следующие характеристики:
- сходство отрасли и профиля деятельности;
- идентичность производимой продукции;
- географическое положение;
- сходство финансовых показателей;
- идентичность размеров предприятий, стратегии развития.
- Исследование сведений о компании, сопоставление показателей сходной организации и оцениваемого предприятия.
- Расчёт факторов или коэффициентов, на основе которых определяется рыночная стоимость бизнеса.
- Использование полученных показателей для вычисления цены предприятия.
- Итоговая корректировка стоимости с учётом индивидуальных особенностей компании.
В России рынок ценных бумаг пока не очень широк, его большую часть занимают монополисты. Информация о сделках часто искажена, покупки проходят в нерыночных условиях. Этот факт обусловлен низкой ликвидностью активов российских предприятий. По этим причинам использование сравнительного метода крайне ограничено.